Cамолёт "Су-27SM" - Су-27СМ многоцелевой всепогодный истребитель четвертого поколения (Звезда арт. 7295 ) 1/72
Товара нет на складе, но вы его можете
и если он появится, мы об этом сообщим по эл. почте.
Су-27 (внутреннее обозначение: изделие 10В[3], по кодификации НАТО: Flanker) - советский/российский многоцелевой высокоманёвренный всепогодный истребитель четвёртого поколения,[4] разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе.
Главными конструкторами Су-27 в разное время были Наум Семёнович Черняков, Михаил Петрович Симонов, А. А. Колчин и А. И. Кнышев.
Первый полёт прототипа состоялся в 1977 году, а в 1982 году самолёты начали поступать в авиационные части. На текущий момент является одним из основных самолётов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других странах.
На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-27М, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие.
В конце 2011г. компания "Сухой" завершила выполнение государственного контракта на поставку ВВС РФ новых многоцелевых истребителей Су-27СМ(3). Если быть точным, речь идет не о "новом многоцелевом истребителе", а о "апгрейде" старого доброго истребителя 4 поколения Су-27 до уровня 4+.
СУ-27С ("С" - серийный) до СУ-27СМ1...3 (серийный модернизированный). А его экспортного собрата Су-27СК ("СК" - серийный коммерческий) до СУ-27СМК (серийный модернизированный коммерческий.
История вопроса.
(из статьи Андрея Фомина ЧЖУХАЙСКИЙ ДЕБЮТ СУ-27СКМ)
"Как известно, в настоящее время на вооружении ВВС России и ряда стран СНГ состоит несколько сот истребителей Су-27, а в экспортном варианте Су-27СК они широко эксплуатируются в Китае, Вьетнаме, Индонезии и некоторых других странах.
С учетом того, что большинству их предстоит оставаться в строю еще по меньшей мере 10-15 лет, пока не начнутся закупки истребителей следующего поколения, одной из ключевых задач развития истребительной авиации России и ряда других стран на ближайшие годы является поддержание боеспособности самолетов типа Су-27 за счет поэтапной модернизации, продления сроков службы и увеличения ресурсов.
С целью обеспечения системного подхода к решению проблем модернизации парка боевой авиационной техники Военно-воздушными силами России в 1999 г. Была разработана программа модернизации авиационной техники и вооружения, которая нашла свое дальнейшее отражение в государственной программе вооружений и военной техники России на 2001-2010 гг., подписанной в начале 2002 г. Президентом РФ Владимиром Путиным.
В соответствии с этой программой, модернизация истребителей четвертого поколения типа Су-27 была поручена их заводу-изготовителю - Комсомольскому-на-Амуре авиационному производственному объединению (КнААПО), на котором в 1999-2000 гг. уже было освоено массовое серийное производство двухместных многоцелевых самолетов Су-30МКК, а затем и Су-30МК2 с модернизированным составом оборудования и вооружения. Модернизированному одноместному истребителю было присвоено название Су-27СМ, а его экспортному варианту - Су-27СКМ.
Объем реализуемых на Су-27СКМ доработок в целом соответствует новым техническим решениям, внедренным на многоцелевых истребителях Су-30МКК и Су-30МК2, однако имеется и ряд особенностей, связанных, прежде всего, с тем, что управляет им один летчик.
Отработка основных направлений модернизации одноместного истребителя была начата на одном из серийных самолетов Су-27 (№38-02, бортовой №56), взятом непосредственно из строевой части - истребительного авиаполка ВВС России, базирующегося на одном с заводом-изготовителем аэродроме Дземги. В конце 2002 г. переоборудование было завершено, и 27 декабря 2002 г. летчик-испытатель "ОКБ Сухого" Евгений Фролов поднял его в первый полет. После нескольких полетов в Комсомольске-на-Амуре, а затем в Жуковском, головной Су-27СМ был перебазирован в Ахтубинск для проведения государственных испытаний.
В начале 2003 г. к нему присоединился еще один доработанный самолет (№40-02), использовавшийся с 1998 г. по программе модернизации экспортных истребителей Су-27СК. и дооборудованный тогда системой дозаправки топливом в полете и усовершенствованным навигационным оборудованием (тогда он получил известность под названием Су-30КИ). Теперь, пройдя очередной этап модернизации и получив бортовой №305, он рассматривается в качестве эталонного одноместного модернизированного истребителя Су-27СКМ.
Еще до завершения испытаний первых двух опытных самолетов, по заказу ВВС России КнААПО в начале 2003 г. приступило к серийной модернизации строевых истребителей Су-27. В результате, уже 26 декабря 2003 г. первые пять модернизированных самолетов Су-27СМ были переданы ВВС и совершили перелет на аэродром Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС в Липецке. Так впервые в истории российских ВВС в строевую часть поступила группа боевых самолетов, модернизированных до уровня поколения "4+".
В 2004-2006 гг. ВВС России намерены получить еще несколько десятков модернизированных истребителей Су-27СМ. Работы по переоборудованию очередной партии полным ходом ведутся на КнААПО. Как сообщил Главком ВВС России в течение 2004 г. по заказу Военно-воздушных сил должно быть модернизировано семь машин, а в дальнейшем объемы заказов на Су-27СМ увеличатся. Комсомольскос-на-Амуре авиационное производственное объединение готово проводить аналогичные мероприятия и в отношении эксплуатируемых у зарубежных заказчиков самолетов Су-27СК, которые в ходе модернизации будут доводиться до уровня Су-27СКМ. В таком варианте на КнААПО могут строиться и новые одноместные истребители, предназначенные для экспорта.
На выставке в Чжухае стало известно, что компания "Сухой" намерена предложить поставку комплектов для сборки Су-27СКМ Китаю, который с 1998 г. осуществляет программу лицензионного производства самолетов Су-27СК (J-11). В соответствии с контрактом 1996 г. на авиазаводе в Шеньяне планировалось построить в общей сложности 200 истребителей Су-27СК. К настоящему времени российская сторона поставила в Китай около ста комплектов для сборки таких самолетов. По некоторым оценкам, не менее полусотни Су-27СК китайской сборки уже переданы в эксплуатацию в ВВС НОАК. Контракты на поставку комплектов для изготовления в Шеньяне второй сотни истребителей по лицензионному соглашению 1996 г. пока еще не подписаны. Некоторую задержку с их заключением эксперты связывают с тем, что после закупки в России многоцелевых Су-30МКК и Су-30МК2, интерес Китая к не столь многофункциональным истребителям Су-27СК несколько поугас. КНР заинтересована в получении более совершенных самолетов, оснащенных широкой номенклатурой управляемого вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" и более современным комплексом оборудования. А таким критериям как раз и удовлетворяет предлагаемый Су-27СКМ.
При доработке самолета Су-27СК в вариант Су-27СКМ наиболее существенным изменениям подвергается система управления вооружением истребителя. Система управления вооружением СУВ-27Э преобразуется в систему управления вооружением класса "воздух-воздух" СУВ-ВЭШ, дополнительно обеспечивающую применение противокорабельных ракет X-3IA. В ее состав входят радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27ВЭШ, оптико-электронная прицельная система ОЭПС-27МК, система индикации на лобовом стекле СИЛС-27МЭ и запросчик госопознавания. РЛПК-27ВЭШ является дальнейшим развитием радиолокационного прицельного комплекса РЛГЖ-27Э самолета Су-27СК, дополненным каналом "воздух-поверхность". Модернизированная оптико-электронная прицельная система ОЭПС-27МК включает новую оптико-локационную станцию ОЛС-27МК и новую нашлсмную систему целеуказания "Сура-К".
Помимо этого, в состав оборудования самолета Су-27СКМ вводится дополнительная система управления вооружением
класса "воздух-поверхность" СУВ-П-Э, включающая бортовой вычислитель БЦВМ-486-2М, два цветных многофункциональных индикатора на жидких кристаллах МФИ-10-6М с размером рабочего поля 6x8 дюймов и разрешающей способностью 640x480 пикселей, многофункциональный пульт управления МФПИ-6 с жидкокристаллическим индикатором, систему спутниковой навигации А-737-010 и систему управления оружием СУО-30ПКР-Э.
Для видеорегистрации закабинного пространства через индикатор на лобовом стекле, а также видеорегистрации информации на многофункциональных индикаторах и записи переговоров экипажа на самолете устанавливается система видеонаблюдения и регистрации информации "Беркут-1". Отдельным доработкам подвергаются также другие системы бортового оборудования истребителя, в т.ч. системы навигации и радиоэлектронного противодействия.
Модернизация самолета Су-27СК до уровня Су-27СКМ позволяет существенно расширить его боевые возможности, доведя их до уровня, свойственного истребителям поколения "4+". Это позволит эффективно использовать самолеты данного типа еще долгие годы, даже в условиях появления за рубежом принципиально новых истребителей пятого поколения.
Одно из заметных отличий Су-27СКМ от Су-27СК - новая система кабинной индикации на основе цветных дисплеев .
Основные данные модернизированного истребителя Су-27CKM
Длина самолета, м 21,9
Размах крыла, м 14,7
Высота самолета, м 5,9
Площадь крыла 62,04
Нормальная взлетная масса с двумя ракетами Р-27Р1, двумя ракетами Р-73Э и нормальной заправкой топливом (5270 кг), кг 23 740
Максимальная взлетная масса, кг 33 000
Запас топлива, кг:
- нормальный 5270
- максимальный 9400
Максимальная боевая нагрузка, кг 8000
Максимальная скорость полета у земли, км/ч 1400
Максимальная скорость полета на большой высоте, км/ч 2300
Максимальное число М 2,15
Максимальная скороподъемность, м/с 270
Практический потолок, м 17 750
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Дальность полета с максимальной заправкой топлива с четырьмя ракетами (2хР-27Р1,2хР-73Э), запускаемыми на середине пути, км:
- у земли 1340
- на большой высоте 3530
- на большой высоте с одной дозаправкой топливом в полете 5400
Время выполнения боевых задач (без дозаправки), ч 4,5
Длина разбега (при нормальной взлетной массе), м 450 Длина пробега (с тормозным парашютом), м 700
Тип двигателей АЛ-31Ф Тяга на режиме "полный форсаж", кгс 2x12500
__________________ Основные мероприятия по модернизации самолета Су-27СК в вариант Су-27СКМ
доработка системы управления вооружением, благодаря чему истребитель получает расширенные возможности по поражению воздушных, наземных и морских целей;
применение новой системы кабиной индикации на основе трех цветных многофункциональных индикаторов на жидких кристаллах, размещенных на приборной доске кабины летчика, а также индикатора на фоне лобового стекла;
модернизация системы навигации и сопряжение ее со спутниковыми навигационными системами "ГЛОНАСС" и NAVSTAR;
установка станции предупреждения об облучении Л150 с обеспечением целеуказания противорадиолокационным ракетам Х-31П;
применение новой оптико-локационной станции с режимом лазерного подсвета для применения управляемых ракет с полуактивными лазерными головками самонаведения;
автоматизация подготовки и ввода полетного задания в аппаратуру комплекса БРЭО, повышение эффективности систем встроенного контроля и регистрации и улучшение технологичности обслуживания;
расширение номенклатуры вооружения класса "воздух-воздух" ракетами РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и включение в состав вооружения истребителя управляемых ракет класса "воздух-поверхность" Х-29Т (ТЕ), Х-29Л, Х-31П, Х-31А и корректируемых бомб КАБ-500Кр и КАБ-1500Кр, размещаемых на 10 точках подвески. В боекомплект самолета могут входить шесть ракет РВВ-АЕ, четыре ракеты "воздух-поверхность" или корректируемые бомбы калибра 500 кг, одна корректируемая бомба калибра 1500 кг, при этом сохраняется вся номенклатура ракетного вооружения "воздух-воздух" и неуправляемого ракетно-бомбового оружия, применявшегося до этого на самолете Су-27СК;
введение системы дозаправки топливом в полете.
Реализованный компанией "Сухой" вариант модернизации Су-27СМ превращает эту машину в многофункциональный самолет и включает установку аппаратуры предупреждения о радиолокационном облучении Л-150, доработку системы управления вооружением СУВ-27Э для обеспечения возможности применения ракет "воздух - воздух" РВВ-АЭ (Р-77), ракет "воздух - поверхность" Х-29Т (ТЕ), Х-29Л, Х-31П, Х-31А и корректируемых авиабомб КАБ-500КР, КАБ-1500КР. БРЭО модернизировано для повышения выживаемости машины в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия со стороны противника, информационно-управляющее поле кабины доработано за счет монтажа многофункциональных жидкокристаллических индикаторов, установлена система дозаправки топливом в полете, усовершенствовано катапультируемое кресло и нашлемная система целеуказания.
Работы по модернизации самолета Су-27СМ велись в рамках гособоронзаказа по тактико-техническому заданию Главкомата ВВС. Однако финансировались они за счет внебюджетных источников - тех средств, которые компания "Сухой" зарабатывает на экспортных контрактах. В настоящее время, как выяснилось при посещении премьер-министром Михаилом Фрадковым КнААПО, минобороны задолжало предприятию около 1 млрд. рублей за модернизацию Су-27СМ. Тем не менее, новые самолеты будут поставлены ВВС России в положенный срок. "
Главными конструкторами Су-27 в разное время были Наум Семёнович Черняков, Михаил Петрович Симонов, А. А. Колчин и А. И. Кнышев.
Первый полёт прототипа состоялся в 1977 году, а в 1982 году самолёты начали поступать в авиационные части. На текущий момент является одним из основных самолётов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других странах.
На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-27М, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие.
В конце 2011г. компания "Сухой" завершила выполнение государственного контракта на поставку ВВС РФ новых многоцелевых истребителей Су-27СМ(3). Если быть точным, речь идет не о "новом многоцелевом истребителе", а о "апгрейде" старого доброго истребителя 4 поколения Су-27 до уровня 4+.
СУ-27С ("С" - серийный) до СУ-27СМ1...3 (серийный модернизированный). А его экспортного собрата Су-27СК ("СК" - серийный коммерческий) до СУ-27СМК (серийный модернизированный коммерческий.
История вопроса.
(из статьи Андрея Фомина ЧЖУХАЙСКИЙ ДЕБЮТ СУ-27СКМ)
"Как известно, в настоящее время на вооружении ВВС России и ряда стран СНГ состоит несколько сот истребителей Су-27, а в экспортном варианте Су-27СК они широко эксплуатируются в Китае, Вьетнаме, Индонезии и некоторых других странах.
С учетом того, что большинству их предстоит оставаться в строю еще по меньшей мере 10-15 лет, пока не начнутся закупки истребителей следующего поколения, одной из ключевых задач развития истребительной авиации России и ряда других стран на ближайшие годы является поддержание боеспособности самолетов типа Су-27 за счет поэтапной модернизации, продления сроков службы и увеличения ресурсов.
С целью обеспечения системного подхода к решению проблем модернизации парка боевой авиационной техники Военно-воздушными силами России в 1999 г. Была разработана программа модернизации авиационной техники и вооружения, которая нашла свое дальнейшее отражение в государственной программе вооружений и военной техники России на 2001-2010 гг., подписанной в начале 2002 г. Президентом РФ Владимиром Путиным.
В соответствии с этой программой, модернизация истребителей четвертого поколения типа Су-27 была поручена их заводу-изготовителю - Комсомольскому-на-Амуре авиационному производственному объединению (КнААПО), на котором в 1999-2000 гг. уже было освоено массовое серийное производство двухместных многоцелевых самолетов Су-30МКК, а затем и Су-30МК2 с модернизированным составом оборудования и вооружения. Модернизированному одноместному истребителю было присвоено название Су-27СМ, а его экспортному варианту - Су-27СКМ.
Объем реализуемых на Су-27СКМ доработок в целом соответствует новым техническим решениям, внедренным на многоцелевых истребителях Су-30МКК и Су-30МК2, однако имеется и ряд особенностей, связанных, прежде всего, с тем, что управляет им один летчик.
Отработка основных направлений модернизации одноместного истребителя была начата на одном из серийных самолетов Су-27 (№38-02, бортовой №56), взятом непосредственно из строевой части - истребительного авиаполка ВВС России, базирующегося на одном с заводом-изготовителем аэродроме Дземги. В конце 2002 г. переоборудование было завершено, и 27 декабря 2002 г. летчик-испытатель "ОКБ Сухого" Евгений Фролов поднял его в первый полет. После нескольких полетов в Комсомольске-на-Амуре, а затем в Жуковском, головной Су-27СМ был перебазирован в Ахтубинск для проведения государственных испытаний.
В начале 2003 г. к нему присоединился еще один доработанный самолет (№40-02), использовавшийся с 1998 г. по программе модернизации экспортных истребителей Су-27СК. и дооборудованный тогда системой дозаправки топливом в полете и усовершенствованным навигационным оборудованием (тогда он получил известность под названием Су-30КИ). Теперь, пройдя очередной этап модернизации и получив бортовой №305, он рассматривается в качестве эталонного одноместного модернизированного истребителя Су-27СКМ.
Еще до завершения испытаний первых двух опытных самолетов, по заказу ВВС России КнААПО в начале 2003 г. приступило к серийной модернизации строевых истребителей Су-27. В результате, уже 26 декабря 2003 г. первые пять модернизированных самолетов Су-27СМ были переданы ВВС и совершили перелет на аэродром Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС в Липецке. Так впервые в истории российских ВВС в строевую часть поступила группа боевых самолетов, модернизированных до уровня поколения "4+".
В 2004-2006 гг. ВВС России намерены получить еще несколько десятков модернизированных истребителей Су-27СМ. Работы по переоборудованию очередной партии полным ходом ведутся на КнААПО. Как сообщил Главком ВВС России в течение 2004 г. по заказу Военно-воздушных сил должно быть модернизировано семь машин, а в дальнейшем объемы заказов на Су-27СМ увеличатся. Комсомольскос-на-Амуре авиационное производственное объединение готово проводить аналогичные мероприятия и в отношении эксплуатируемых у зарубежных заказчиков самолетов Су-27СК, которые в ходе модернизации будут доводиться до уровня Су-27СКМ. В таком варианте на КнААПО могут строиться и новые одноместные истребители, предназначенные для экспорта.
На выставке в Чжухае стало известно, что компания "Сухой" намерена предложить поставку комплектов для сборки Су-27СКМ Китаю, который с 1998 г. осуществляет программу лицензионного производства самолетов Су-27СК (J-11). В соответствии с контрактом 1996 г. на авиазаводе в Шеньяне планировалось построить в общей сложности 200 истребителей Су-27СК. К настоящему времени российская сторона поставила в Китай около ста комплектов для сборки таких самолетов. По некоторым оценкам, не менее полусотни Су-27СК китайской сборки уже переданы в эксплуатацию в ВВС НОАК. Контракты на поставку комплектов для изготовления в Шеньяне второй сотни истребителей по лицензионному соглашению 1996 г. пока еще не подписаны. Некоторую задержку с их заключением эксперты связывают с тем, что после закупки в России многоцелевых Су-30МКК и Су-30МК2, интерес Китая к не столь многофункциональным истребителям Су-27СК несколько поугас. КНР заинтересована в получении более совершенных самолетов, оснащенных широкой номенклатурой управляемого вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" и более современным комплексом оборудования. А таким критериям как раз и удовлетворяет предлагаемый Су-27СКМ.
При доработке самолета Су-27СК в вариант Су-27СКМ наиболее существенным изменениям подвергается система управления вооружением истребителя. Система управления вооружением СУВ-27Э преобразуется в систему управления вооружением класса "воздух-воздух" СУВ-ВЭШ, дополнительно обеспечивающую применение противокорабельных ракет X-3IA. В ее состав входят радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27ВЭШ, оптико-электронная прицельная система ОЭПС-27МК, система индикации на лобовом стекле СИЛС-27МЭ и запросчик госопознавания. РЛПК-27ВЭШ является дальнейшим развитием радиолокационного прицельного комплекса РЛГЖ-27Э самолета Су-27СК, дополненным каналом "воздух-поверхность". Модернизированная оптико-электронная прицельная система ОЭПС-27МК включает новую оптико-локационную станцию ОЛС-27МК и новую нашлсмную систему целеуказания "Сура-К".
Помимо этого, в состав оборудования самолета Су-27СКМ вводится дополнительная система управления вооружением
класса "воздух-поверхность" СУВ-П-Э, включающая бортовой вычислитель БЦВМ-486-2М, два цветных многофункциональных индикатора на жидких кристаллах МФИ-10-6М с размером рабочего поля 6x8 дюймов и разрешающей способностью 640x480 пикселей, многофункциональный пульт управления МФПИ-6 с жидкокристаллическим индикатором, систему спутниковой навигации А-737-010 и систему управления оружием СУО-30ПКР-Э.
Для видеорегистрации закабинного пространства через индикатор на лобовом стекле, а также видеорегистрации информации на многофункциональных индикаторах и записи переговоров экипажа на самолете устанавливается система видеонаблюдения и регистрации информации "Беркут-1". Отдельным доработкам подвергаются также другие системы бортового оборудования истребителя, в т.ч. системы навигации и радиоэлектронного противодействия.
Модернизация самолета Су-27СК до уровня Су-27СКМ позволяет существенно расширить его боевые возможности, доведя их до уровня, свойственного истребителям поколения "4+". Это позволит эффективно использовать самолеты данного типа еще долгие годы, даже в условиях появления за рубежом принципиально новых истребителей пятого поколения.
Одно из заметных отличий Су-27СКМ от Су-27СК - новая система кабинной индикации на основе цветных дисплеев .
Основные данные модернизированного истребителя Су-27CKM
Длина самолета, м 21,9
Размах крыла, м 14,7
Высота самолета, м 5,9
Площадь крыла 62,04
Нормальная взлетная масса с двумя ракетами Р-27Р1, двумя ракетами Р-73Э и нормальной заправкой топливом (5270 кг), кг 23 740
Максимальная взлетная масса, кг 33 000
Запас топлива, кг:
- нормальный 5270
- максимальный 9400
Максимальная боевая нагрузка, кг 8000
Максимальная скорость полета у земли, км/ч 1400
Максимальная скорость полета на большой высоте, км/ч 2300
Максимальное число М 2,15
Максимальная скороподъемность, м/с 270
Практический потолок, м 17 750
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Дальность полета с максимальной заправкой топлива с четырьмя ракетами (2хР-27Р1,2хР-73Э), запускаемыми на середине пути, км:
- у земли 1340
- на большой высоте 3530
- на большой высоте с одной дозаправкой топливом в полете 5400
Время выполнения боевых задач (без дозаправки), ч 4,5
Длина разбега (при нормальной взлетной массе), м 450 Длина пробега (с тормозным парашютом), м 700
Тип двигателей АЛ-31Ф Тяга на режиме "полный форсаж", кгс 2x12500
__________________ Основные мероприятия по модернизации самолета Су-27СК в вариант Су-27СКМ
доработка системы управления вооружением, благодаря чему истребитель получает расширенные возможности по поражению воздушных, наземных и морских целей;
применение новой системы кабиной индикации на основе трех цветных многофункциональных индикаторов на жидких кристаллах, размещенных на приборной доске кабины летчика, а также индикатора на фоне лобового стекла;
модернизация системы навигации и сопряжение ее со спутниковыми навигационными системами "ГЛОНАСС" и NAVSTAR;
установка станции предупреждения об облучении Л150 с обеспечением целеуказания противорадиолокационным ракетам Х-31П;
применение новой оптико-локационной станции с режимом лазерного подсвета для применения управляемых ракет с полуактивными лазерными головками самонаведения;
автоматизация подготовки и ввода полетного задания в аппаратуру комплекса БРЭО, повышение эффективности систем встроенного контроля и регистрации и улучшение технологичности обслуживания;
расширение номенклатуры вооружения класса "воздух-воздух" ракетами РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и включение в состав вооружения истребителя управляемых ракет класса "воздух-поверхность" Х-29Т (ТЕ), Х-29Л, Х-31П, Х-31А и корректируемых бомб КАБ-500Кр и КАБ-1500Кр, размещаемых на 10 точках подвески. В боекомплект самолета могут входить шесть ракет РВВ-АЕ, четыре ракеты "воздух-поверхность" или корректируемые бомбы калибра 500 кг, одна корректируемая бомба калибра 1500 кг, при этом сохраняется вся номенклатура ракетного вооружения "воздух-воздух" и неуправляемого ракетно-бомбового оружия, применявшегося до этого на самолете Су-27СК;
введение системы дозаправки топливом в полете.
Реализованный компанией "Сухой" вариант модернизации Су-27СМ превращает эту машину в многофункциональный самолет и включает установку аппаратуры предупреждения о радиолокационном облучении Л-150, доработку системы управления вооружением СУВ-27Э для обеспечения возможности применения ракет "воздух - воздух" РВВ-АЭ (Р-77), ракет "воздух - поверхность" Х-29Т (ТЕ), Х-29Л, Х-31П, Х-31А и корректируемых авиабомб КАБ-500КР, КАБ-1500КР. БРЭО модернизировано для повышения выживаемости машины в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия со стороны противника, информационно-управляющее поле кабины доработано за счет монтажа многофункциональных жидкокристаллических индикаторов, установлена система дозаправки топливом в полете, усовершенствовано катапультируемое кресло и нашлемная система целеуказания.
Работы по модернизации самолета Су-27СМ велись в рамках гособоронзаказа по тактико-техническому заданию Главкомата ВВС. Однако финансировались они за счет внебюджетных источников - тех средств, которые компания "Сухой" зарабатывает на экспортных контрактах. В настоящее время, как выяснилось при посещении премьер-министром Михаилом Фрадковым КнААПО, минобороны задолжало предприятию около 1 млрд. рублей за модернизацию Су-27СМ. Тем не менее, новые самолеты будут поставлены ВВС России в положенный срок. "